Поиск по этому блогу

Методическая копилка

Смысловое чтение

   ЧТО ТАКОЕ СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ?
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Смысловое чтение – один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Смысловое чтение – универсальное учебное действие.

КАКИЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОМОГАЮТ УЧИТЕЛЮ ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ С ТЕКСТОМ?
Технология критического мышления       Технология продуктивного чтения
Вызов
 · актуализация имеющихся знаний;
 · пробуждение интереса к получению новой информации;
 · постановка учеником собственных целей обучения. До чтения текста  Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чем этот текст по его названию… А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению.
Осмысление
 · получение новой информации;
 · корректировка поставленных учеником целей обучения.     Во время чтения текста  Читаем и ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы. Проверяем себя по тексту» Возникает читательская интерпретация.
Рефлексия
 · размышление, рождение нового знания;
 · постановка учеником новых целей обучения. После чтения  Беседуем и уточняем позицию автора.


ЧЕМУ НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ?
Работа с текстом в примерных программах представлена в трех разделах:
Поиск информации и понимание прочитанного.
Преобразование и интерпретация информации.
Оценка информации.

ЧТО ТАКОЕ СТРАТЕГИЯ?
Стратегия – это способ приобретения, сохранения и использования информации.
Основное условие отнесения действия к стратегиям – наличие одинакового способа работы с материалом при изменении самого материала.
Для того чтобы выбрать стратегию, максимально эффективную для сегодняшней ситуации, читатель должен владеть определенным набором стратегий.

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ – ВИДЫ СТРАТЕГИЙ

Стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Батарея вопросов», «Предваряющие вопросы», «Рассечение вопроса»

Чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый результат.

Стратегии текстовой деятельности: «Чтение в кружок (попеременное чтение)», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с остановками», «Чтение про себя с пометками»

Стратегии предтекстовой деятельности: «Отношения между вопросом ответом», «Вопросы после текста («Таксономия Блюма»)», «Тайм-аут», «Проверочный лист».

Методика работы с текстом

1 этап. Восприятие

Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок).

Формирование эмоциональной оценки текста с помощью вопросов: Что понравилось? (Не понравилось?) Почему? О чем текст? (первичная работа с названием)

2 этап. Структурно-функциональный анализ

Работа с частями текста. Применение схем, таблиц, других приемов визуализации.

В художественных текстах также идет анализ сюжета, композиции, охарактеризовываются герои (их внешность, речевая характеристика, мироощущение, поступки, мотивация поступков), анализируется система образов, простраивается хронотоп. Работа над смыслом эпизода или ключевой сцены.

3 этап. Реконструкция смысловых структур 

Вычленение эпизодов, построение альтернативных моделей.

В художественных текстах: прерывание действия на кульминации и выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла произведения в целом. Работа над художественной деталью. Анализ языка произведения (средства выразительности). Как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею?

4 этап. Смысловая компрессия

Понимание текста – процесс перевода  текста на другой язык (прием смысловой компрессии), в результате которого образуется минитекст, воплощающий в себе основное содержание исходного текста – реферат, аннотация, резюме, сочинение-закладка.

Построение образа, предмета или ситуации, наделенного определенным смыслом. Т1 → Т2 (перекодировка), где Т – текст


Построение сообщений, несущих альтернативные смыслы. Соотнесение нескольких текстов, сочинение по проблемам, отраженных в авторских текстах.