Поиск по этому блогу

Воспитательная работа



Прочитать другие публикации на Calaméo
Классный час в 6 классе «Конфликт».

Цель: формирование представления о конфликте.
Задачи:
1) доказать, что КОНФЛИКТ на разном уровне (от межличностного до межгосударственного) несет в себе трагедию,
2)   формирование навыков и умений для решения конфликтных ситуаций с помощью согласия, взаимопонимания, поиска мирных, ненасильственных путей выхода,
3)    подвести к выводу о том, что разрешение проблемы зависит от отношения  друг к  другу, к окружающим.
Оборудование: 1) листы чистой бумаги,
                            2) фломастеры (каждый ученик приносит сам),
                            3) карточки – цвета настроения,
                            4) тест «Конфликтный ли вы человек?»,
                            5) магнитные доски (для тренинга – рисунка).
                         
На доске:          Тема.
                           В мире мудрых мыслей:             1.Постоянно ссорясь, дела не сделаешь.
 ( чувашская пословица)
2.Худой мир лучше доброй ссоры.
(русская пословица)
3.Развязность языка сама себя корит,
Рождает сотни бед, несчастий и обид.
(Алишер Навои).
План:             1. Мотивационная беседа.
                        2. Конфликт.
                        3. Тренинг «Дом. Дерево. Собака».
                        4. Тренинг «Убеждение».
                        5. Тест «Конфликтный ли ты человек?».
                        6. Рефлексия.
Ход классного часа.
Прочитайте мудрые мысли, записанные на доске. Как вы думаете, что их объединяет? Какова тема нашего классного часа?
- Задача нашего с вами классного часа – рассмотреть такое знакомое нам всем явление, как конфликт. Попытаемся понять, почему возникают подобные ситуации, какие возможны пути выхода из них, почему конфликты опасны, что помогает в их разрешении.
Написать на доске слово «конфликт».
 - Ребята, объясните на примере: что это такое?
( Друг не разговаривает со мной…Мама ссорится с папой… Правонарушение (конфликт с законом)…Учитель придирается… Война… Драка…).
Чем могут закончиться эти и другие конфликтные ситуации?
(Потерей дружбы… Разводом…Дракой… Наказанием (конфликт с законом)…)
- Как вы чувствуете себя в конфликтной ситуации? Ваши ощущения.
                        (Опустошение… Горечь… Боль… Разочарование… Сожаление…Злоба…Обида…)
-  Ребята,. какой бы цвет вы выбрали чтобы окрасить свое состояние в конфликте?
( Красный… Черный…)
- Почему этот цвет вы выбрали?
( Угнетающий… Агрессивный…Возбуждающий…Кровавый… Тревожный…).
- Послушайте, как Толковый словарь дает определение слову «конфликт». Происходит от латинского слова «столкновение». Это столкновение каких-либо разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.
- Мудрено написано, правда? А более простое, понятное объяснение дадите мне вы, в ходе нашего классного часа. И сделаете это вы лучше авторов словаря.
- Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом с нами вспыхивают конфликты (большие и малые) между отдельными людьми и между целыми народами. Порой мы сами бываем инициаторами, провокаторами конфликтов. А потом сожалеем о них. А ведь конфликты можно предотвратить, урегулировать. Каким образом, какими методами - это мы с вами выясним в ходе тренинга.
Тренинг.
Задание. Вы сидите парами, у вас на столах лежат фломастеры, два листка бумаги – один побольше, другой поменьше. Вам нужно нарисовать вдвоемодним фломастером, на одном  большом листе бумаги дом, дерево и собаку. Это нужно сделать за 5-7 минут. После того, как рисунки будут готовы, каждый из вас ставит свою подпись под своим рисунком. Задание понятно? Работаем.
(Включить спокойную музыку.)
(Рисунки собрать, закрепить на магнитную доску, чтобы все посмотрели и определили лучший рисунок и неудачный).
Обсуждение. Задание было каверзным. Нужно было решить:
а) чьим фломастером рисовать?
б) что рисовать?
в) как рисовать?
Ведь дом, дерево и собака могли быть разными, каждый хотел нарисовать по-своему.
- Как вам удалось выполнить это задание?
(Сумели договориться)
- А рисунки говорят о другом – есть удачные и менее удачные, что говорит о том, что не все смогли договориться, что же рисовать, как рисовать. Я искусственно создала для вас конфликтную ситуацию. В чем был конфликт?
(Двоим дали одно и то же задание, и его надо было обязательно выполнить).
- Так что же такое конфликт? Что вы почувствовали?
(Это спор, разногласие по какому-то вопросу).
- Видите, вы дали более простое и понятное объяснение слову «конфликт», чем авторы толкового словаря. А вы мне не верили.
Как была решена данная конфликтная ситуация? Положительно или отрицательно?
(Положительно, мы выполнили задание.)
- Почему вам удалось выполнить столь необычное задание? Что помогло?
(Взаимопонимание, доверие, согласие ради решения общей проблемы, общего дела).
- Каким другим мог быть вариант решения данной проблемы?
(Один другого мог бы оттолкнуть и сам бы стал рисовать.… Был бы долгим спор о том, кто первым возьмет фломастер и будет рисовать, кто вторым, что рисовать, и задание в итоге могло быть не выполнено.)
Итак, мы были участниками межличностного конфликта, и очень важно, что вы смогли найти пути решения из создавшейся проблемы, делая разумный выбор с помощью согласия и взаимопонимания.
Посмотрите, что вы сделали:
1) смогли договориться, пришли к обоюдному согласию и нарисовали. Это был мирный, ненасильственный путь решения задания.
2) у нас была свобода выбора рисунка, мы все нарисовали дом, дерево и собаку такими, какими хотели нарисовать. (См. рисунки).
3) у каждого с самого начала были равные возможности нарисовать рисунок.
- Кто-то из вас был лидером, а кто-то подчиненным. Это хорошо было видно, когда вы выполняли задание.
- Кто почувствовал себя лидером при выполнении задания?  Поднимите руки.
- Вы первыми взяли в руки фломастер?
 - Вот они лидеры, они взяли на себя ответственность, они вели за собой.
- Какие чувства вы испытали?
(Чувство ответственности. Вести за собой непросто.)
- Была и вторая группа ребят, которая помогала выполнять задание. Как бы вы себя назвали? Ведь слово «подчиненный», возможно, не очень точно звучит, а кому-то и не нравится.
(Партнеры.)

- Какие чувства вы испытали?
(Доверие… Понимание сложности задания… Уважение к другу…).
 - Посмотрите на рисунки, есть удачные рисунки и менее удачные. Не всем удалось найти полное взаимопонимание. Так очень часто бывает.
 - Исходя из тренинга, и вообще, как вы думаете, из-за чего начинается конфликт?
(Из-за придирок.…Из-за нелюбви.…Из-за недопонимания.…Из-за нежелания уступать… Из-за взаимных обид…)
- Хотели бы вы жить в окружении конфликтов, конфликтных людей? Почему?
(Конфликт сеет зло, ненависть, агрессию…)
- Во все времена большинство конфликтов разрешалось по принципу «или-или».
 Или ты – победитель, или – побежденный.
 Или ты – празднуешь, или – страдаешь.
 Или ты – выигрываешь, или – проигрываешь.
 И это на всех уровнях, начиная от взаимоотношений в семье и кончая межгосударственными взаимоотношениями. Конфликты сопровождают нас от рождения до смерти. Но это вовсе не значит, что в конфликте обязательно должны быть проигравшие и выигравшие. Выигравшими могут быть обе стороны! Да-да! Просто нужно научиться договариваться.
- Как вы думаете, убедить другого человека в чем-либо легко или трудно?
- Давайте проверим это в ходе следующего тренинга.
Тренинг.
Задание. На двух учащихся дается чистый лист бумаги. По сигналу вы беретесь за краешки листа с двух сторон двумя руками. Через 5 минут листок должен быть в руках одного ученика, а все это время вы должны убеждать друг друга в том, что листок должен принадлежать именно вам! Если листок через 5 минут будет сильно помят или порван – победа никому не присуждается!
- Прошу вас проанализировать то, что произошло за эти минуты:
- Кто победил?
- Кто проиграл?
- Что вы чувствуете, победив?
- Что вы чувствуете, проиграв?
- А есть ли пары в классе, где победу можно считать обоюдной?
- Вы в ходе тренинга убедились в том, что действительно убеждать трудно. Но «овчинка стоит выделки».
- Как вы думаете, какими способами можно разрешить конфликты? Как мы это сделали в ходе наших тренингов?
(Согласия. Договора. Убеждения. Понимания («Это нужно для дела»). Компромисса. Юмора…).
-А как вы себя оцениваете: конфликтный ли вы человек?

Тест «Конфликтный ли ты человек».

1.Я собрался идти гулять, а мама вдруг заявляет: «Уже поздно, никуда ты не пойдешь». Я:
   а) скажу себе «А я никуда и не хочу идти» и останусь дома,
   б) очень-очень попрошу маму, чтобы она меня все-таки пустила на улицу, но если она                 будет все - равно настаивать на своем, то останусь дома,
   в) скажу «Ничего не поздно, я пойду», хотя мама потом и будет ругаться.
2. Если я расстроен, то я:
   а) стараюсь не обращать на это внимание,
   б) постараюсь найти кого-то, кто бы меня утешил,
   в) начинаю злиться и могу разрядиться на окружающих.

3. Если учитель не совсем справедливо оценил мою работу, то
   а) меня это заденет, но я постараюсь этого не показать,
   б) я огорчусь, и постараюсь в следующий раз сделать лучше,
   в) меня это возмутит, я могу высказать в ответ свои претензии.
4. Если кто-то уколет меня моим недостатком, то я:
   а) раздражаюсь и молчу, пережевывая обиду внутри себя,
   б) расстраиваюсь и начинаю оправдываться,
   в) наверное, разозлюсь и отвечу тем же.
5. Если в магазине мне недодадут сдачу, то я:
   а) не обращу внимания, мелочь не стоит того, чтобы обращать на нее внимание.
   б) расстроюсь, но промолчу. Я не люблю препираться,
   в) естественно, ее потребую.
6. Часто ли вы спорите с друзьями?
   а) только если это люди необидчивые,
   б) лишь по принципиальным вопросам,
   в) споры – моя стихия.
7.Дома на обед подали пересоленное блюдо. Ваша реакция?
   а) не буду поднимать бучу из-за пустяков,
   б) попрошу второе,
   в) не удержусь от едких замечаний, и, может быть, демонстративно откажусь от еды.
8. Если кто-то из близких  людей купил вещь, которая вам не понравилась…
   а) промолчу,
   б) ограничусь коротким тактичным комментарием,
   в) устрою скандал.
Анализ результатов.
Подсчитайте очки, исходя из того, что каждое «а» - 4 очка,
                                                                                 «б» - 2 очка,
                                                                                 «в» - 0 очков.
От 22 до 32 очков. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций в школе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально.
От 12 до 20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на ваших приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Это вызывает уважение к вам.
До 10 очков. Споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если услышите замечание в свой адрес, можете «съесть живым». Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами – в школе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не потому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер.

Итак, мы попытались с вами рассмотреть такое знакомое нам всем явление, как конфликт. Мы попытались понять, как и почему возникают конфликты, почему они опасны, что помогает найти путь его разрешения. Вы проявили взаимную ответственность, умение находить компромиссы, терпимость  друг к другу.  Надеюсь, что приобретенный опыт выхода из конфликтной ситуации поможет вам в настоящей, реальной жизни.
Рефлексия.
- А сейчас я предлагаю вам ответить на следующий вопрос. Пусть каждый из вас выскажет свое мнение.
- Если бы я мог (могла) научить всех в мире чему-нибудь одному, чему бы я научил (научила)?
(Взаимопониманию между людьми… Милосердию… Терпению… Доброте… Согласию… Сотрудничеству…)
- Вы правы, уважение друг к другу, доверие, понимание, терпимость друг к другу… - все это необходимо для того, чтобы никогда не возникали конфликты. Обратите внимание на высказывания мудрых на доске. Конфликты: мешают делу (чувашская пословица), рождают сотни бед, несчастий и обид (Алишер Навои).