Десять советов родителям школьников
(Статья из газеты:
АиФ Семейный совет № 24 29/12/2005)
Как разобраться в школьных
проблемах? Они так многообразны, что порой это трудно сделать даже специалисту.
Еще сложнее - учителю. Часто не хватает терпения и понимания родителям. Но
больше всего страдает от них ребенок!
ИНОГДА все начинается, казалось
бы, с незначительных вещей; медленный темп работы, трудности в запоминании
букв, неумение сосредоточиться. Что-то списывают на возраст - дескать, не
привык, еще маленький; что-то - на недостатки воспитания; что-то - на нежелание
работать. А ведь в этот момент трудности еще относительно просто обнаружить,
они достаточно легко поддаются исправлению. Но потом проблемы нарастают как
снежный ком - одна трудность тянет за собой другую, образуя страшный и порочный
круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, что трудности
"переползают" с одного предмета на другой.
Ребенок сдается: начинает считать
себя беспомощным, неспособным, а все свои старания - бесполезными. Психологи
убеждены: результаты обучения зависят не только от того, способен или не
способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько
он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за
другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит:
"Нет, это у меня никогда не получится". Раз "никогда", то
стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: "Ну какой же ты
бестолковый!" - только "подливает масло в огонь". И не только
слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже
ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой
больше громких слов.
Что же могут сделать родители,
если школьные трудности все же появились?
Первое - не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную
трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и
недовольства. Помните: ваша главная задача - помочь ребенку. Поэтому принимайте
и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.
Второе - настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит
длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими
проблемами).
Третье - ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих
силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы
заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать,
- это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.
Четвертое - забудьте сакраментальную фразу: "Что ты сегодня
получил?" Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных
делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он
расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.
Пятое - не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его
присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка,
если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других
детей, восхищаться ими.
Шестое - интересоваться выполнением домашних заданий следует только
тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь
терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и
требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять
одно и то же несколько раз - без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы:
"Нет никаких сил... все нервы вымотал..." Понимаете, в чем дело? Не
может сдержаться взрослый, а виноват - ребенок. Себя все родители жалеют, а вот
ребенка - очень редко...
Почему-то родители считают: если
есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает - больше
читать; если плохо считает - больше решать примеров. Но ведь эти утомительные,
не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не
перегружайте ребенка тем, что у него не получается.
Очень важно, чтобы во время
занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал - вы с ним и для него. Не
смотрите "даже одним глазком" телевизор, не отвлекайтесь, не
прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.
Не менее важно решить, с кем из
взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки, но у них часто не
хватает терпения, да и эмоции бьют через край... Папы жестче, но спокойнее.
Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение,
вызывает на смену и "на расправу" другого.
Имейте в виду, что ребенок,
имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что
ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание
почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш
"отстающий" устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он
совершенно искренне может сказать: "ничего не задали". В этом случае
справьтесь о домашнем задании у одноклассников.
При приготовлении домашних
заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30
минут. Паузы после такой работы обязательны!
Не стремитесь любой ценой и
"не жалея времени" сделать сразу все домашние задания.
Седьмое - не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать
ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки,
не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку
нужна помощь и поддержка с обеих сторон.
Восьмое - работайте только на "положительном
подкреплении". При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый
маленький успех подчеркните. Самое важное при оказании помощи ребенку - это
вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать,
ребенок, начиная работать, может подумать: "Нет смысла стараться, никто не
заметит моих успехов". Вознаграждение обязательно: это может быть
совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр...
Девятое - но очень важное! - детям со школьными проблемами
необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно
беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.
Если ребенок с трудом встает, не
дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз: лучше поставьте будильник
на полчаса раньше.
Пожалуй, самое трудное время -
вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького
ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой,
слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть... Можно
предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с
девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий)
отдых в воскресенье, и особенно в каникулы.
Десятое, и последнее - своевременность и правильность принятых мер
значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у вас есть возможность,
обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов,
психоневрологов, педагогов). И выполняйте все рекомендации!
Комментариев нет:
Отправить комментарий