Поиск по этому блогу

Учитель года-2017

Эссе «Я – учитель»

                                                   ... Вы знаете, мне по-прежнему верится,
                                                       что если останется жить Земля,
                                                       высшим достоинством человечества
                                                       станут когда-нибудь учителя!
                                                                                       Р. Рождественский

Уже – а может быть, ещё только – 11 лет я работаю учителем. Что это значит для меня? Для меня моя профессия - неотъемлемая моя часть, это моё Я, моя составляющая.
…Моё детство. Первый раз в первый класс. Моя первая учительница – самая лучшая. Как же я хочу быть похожей на неё! Я играю в «школу»: в тетрадках пишу планы уроков; в амбарных книгах – «журнал»; заботливый папа сделал мне маленькую доску – я обучаю воображаемых учеников.
Сейчас я думаю: как же мне повезло, что в моей семье были созданы предпосылки для становления моей личности. Мой дедушка, достаточно известный фотограф в городе и внештатный корреспондент местной газеты, человек литературно одарённый, пишущий стихи – словом, лирик с тонкой душевной организацией. Мой отец, который во время обучения в школе рабочей молодёжи получил рекомендации для поступления в литературный вуз. С улыбкой вспоминаю одного знакомого нашей семьи, который сказал, что другой такой читающей семьи не знает. У нас читали все: папа, мама, брат и я. Книги – это святое. С каждой получки – обязательно новые книги. Мама выписывала книги по почте. Читали и мои бабушки, и дедушки. В библиотеку я бегала если не каждый день, то через день.
До сих пор чтение – непередаваемое удовольствие и замечательное времяпрепровождение. Даже чтение дочкам перед сном – для меня огромная радость…
Наверное,  любовь к чтению, уважение к педагогам (всем, даже не очень любимым), интерес к слову, языку и «слепило» во мне единственный выход – быть учителем-словесником. Ещё в школе для одноклассников я стала своеобразным консультантом по вопросам русского языка и литературы. В университете ещё на втором курсе я победитель олимпиады по русскому языку, в которой участвовали все курсы. Знания есть, желание работать есть, может, на самом деле я смогу?..
Помню своё Первое сентября в качестве учителя. Самое-самое первое. Я начала волноваться уже за неделю. Не высыпалась ночами, представляла своих первых, самых лучших учеников, проводила во сне первый урок.
Вспоминаю всё это с улыбкой. И всё же каждый год перед Первым сентября я испытываю то же волнение. Какими будут мои новые ученики? Все выросли, повзрослели за лето… Помнят ли прошлогодний материал? Стали серьёзнее? Будут учиться?..
Когда-то, ещё только намечая будущий путь, я сказала маме, что буду учителем. На что она мне отвела: «Доченька, тебе придётся учиться всю жизнь». Тогда я восприняла эту фразу  как необходимость повышения квалификации педагогов. В последнее же время, вспоминая эти слова, я понимаю, что, действительно, мне постоянно приходится учиться.
Я учусь работать по-современному. Новый ФГОС я приняла с большим интересом, видя, что системно-деятельностный подход действительно приносит результат. Разные формы работы увлекают детей, они становятся более успешными.
Я учусь идти в ногу со временем. Стараюсь читать и ту литературу, которая интересна моим ученикам. Жанры «фэнтези», «любовные повести и романы», «детские детективы», «юмористические детские повести» интересуют современную молодёжь, а значит, и меня, как учителя литературы, своеобразного «компаса», «навигатора» в мире хорошей, настоящей, стоʹящей литературы.
Я учусь у своих коллег. Собственно, училась всегда, когда была ученицей (помню и учитываю, что нам нравилось и не нравилось в учителях и уроках), когда была практиканткой, молодым специалистом (спасибо моим наставникам, настоящим Учителям). Считаю, что мне крупно повезло, ведь я пришла работать в школу, в которой когда-то училась сама. А ещё - я застала на рабочих местах первых учителей города, педагогов с колоссальным опытом (ещё моих учителей), которые с удовольствием и тактичностью делились им с молодыми. До сих пор в трудных ситуациях я спрашиваю себя: «А что бы на моём месте сделала моя классная руководительница?» Таким непререкаемым авторитетом стала для меня целая плеяда учителей школы №5 г. Амурска.
Учусь у коллег до сих пор (даже не очень удачный их опыт  - мой опыт!), которые в большинстве своём с удовольствием делятся своими наработками, советуются со мной (значит, и я чего-то стою!)
Учусь у своих учеников. Чему? В первую очередь, искренности. Детей не обманешь. Они лучше лакмуса чувствуют обман, малейшую ложь. Их потребность обнять меня – лучшее проявление любви к учителю. Мои просьбы  и их выполнение – знак их уважения. Помню, когда собиралась в декретный отпуск и выпускала восьмой класс. Все общешкольные и районные мероприятия, щадя меня, мои ученики готовили сами: «Не волнуйтесь, Татьяна Владимировна, у нас всё готово». И действительно, они самостоятельно готовились, занимали призовые места. Благодарственное письмо главы города – лучшее тому подтверждение. Эти выпускники – волонтёры в разных городах России, где учатся теперь. Они – моя гордость.
Я учусь у родителей учеников. У одних – житейской мудрости (ведь я сама мама двоих детей), у других – строгости и требовательности, у третьих – тактичности и солидарности с педагогами.
Да, работа моя очень трудная. Особенно в нашем городе, где сложная социальная обстановка. Например, в моём классе лишь у 30% учеников полные, благополучные семьи. У остальных семьи неполные, мамы-вдовы, мамы-одиночки, многодетные мамы, папы - рабочие на вахтах, им всем катастрофически не хватает времени на своих чад. Может быть, школа и работающие в ней учителя смогут хоть чуть-чуть восполнить недостающее внимание детям?
Я учусь, мама, учусь, как ты и говорила. Это приносит мне радость, чувство удовлетворения, чувство полёта. Какое счастье – видеть успех учеников, радость свершившихся надежд. Значит, всё, что я делаю, не напрасно.