Эссе
«Я – учитель»
... Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить Земля,
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Р. Рождественский
Уже
– а может быть, ещё только – 11 лет я работаю учителем. Что это значит для
меня? Для меня моя профессия - неотъемлемая моя часть, это моё Я, моя
составляющая.
…Моё
детство. Первый раз в первый класс. Моя первая учительница – самая лучшая. Как
же я хочу быть похожей на неё! Я играю в «школу»: в тетрадках пишу планы
уроков; в амбарных книгах – «журнал»; заботливый папа сделал мне маленькую
доску – я обучаю воображаемых учеников.
Сейчас
я думаю: как же мне повезло, что в моей семье были созданы предпосылки для
становления моей личности. Мой дедушка, достаточно известный фотограф в городе
и внештатный корреспондент местной газеты, человек литературно одарённый,
пишущий стихи – словом, лирик с тонкой душевной организацией. Мой отец, который
во время обучения в школе рабочей молодёжи получил рекомендации для поступления
в литературный вуз. С улыбкой вспоминаю одного знакомого нашей семьи, который
сказал, что другой такой читающей семьи не знает. У нас читали все: папа, мама,
брат и я. Книги – это святое. С каждой получки – обязательно новые книги. Мама
выписывала книги по почте. Читали и мои бабушки, и дедушки. В библиотеку я
бегала если не каждый день, то через день.
До
сих пор чтение – непередаваемое удовольствие и замечательное
времяпрепровождение. Даже чтение дочкам перед сном – для меня огромная радость…
Наверное, любовь к чтению, уважение к педагогам (всем,
даже не очень любимым), интерес к слову, языку и «слепило» во мне единственный
выход – быть учителем-словесником. Ещё в школе для одноклассников я стала
своеобразным консультантом по вопросам русского языка и литературы. В
университете ещё на втором курсе я победитель олимпиады по русскому языку, в
которой участвовали все курсы. Знания есть, желание работать есть, может, на
самом деле я смогу?..
Помню
своё Первое сентября в качестве учителя. Самое-самое первое. Я начала
волноваться уже за неделю. Не высыпалась ночами, представляла своих первых,
самых лучших учеников, проводила во сне первый урок.
Вспоминаю
всё это с улыбкой. И всё же каждый год перед Первым сентября я испытываю то же
волнение. Какими будут мои новые ученики? Все выросли, повзрослели за лето…
Помнят ли прошлогодний материал? Стали серьёзнее? Будут учиться?..
Когда-то,
ещё только намечая будущий путь, я сказала маме, что буду учителем. На что она
мне отвела: «Доченька, тебе придётся учиться всю жизнь». Тогда я восприняла эту
фразу как необходимость повышения
квалификации педагогов. В последнее же время, вспоминая эти слова, я понимаю,
что, действительно, мне постоянно приходится учиться.
Я
учусь работать по-современному. Новый ФГОС я приняла с большим интересом, видя,
что системно-деятельностный подход действительно приносит результат. Разные
формы работы увлекают детей, они становятся более успешными.
Я
учусь идти в ногу со временем. Стараюсь читать и ту литературу, которая
интересна моим ученикам. Жанры «фэнтези», «любовные повести и романы», «детские
детективы», «юмористические детские повести» интересуют современную молодёжь, а
значит, и меня, как учителя литературы, своеобразного «компаса», «навигатора» в
мире хорошей, настоящей, стоʹящей литературы.
Я
учусь у своих коллег. Собственно, училась всегда, когда была ученицей (помню и
учитываю, что нам нравилось и не нравилось в учителях и уроках), когда была практиканткой,
молодым специалистом (спасибо моим наставникам, настоящим Учителям). Считаю,
что мне крупно повезло, ведь я пришла работать в школу, в которой когда-то
училась сама. А ещё - я застала на рабочих местах первых учителей города,
педагогов с колоссальным опытом (ещё моих учителей), которые с удовольствием и
тактичностью делились им с молодыми. До сих пор в трудных ситуациях я спрашиваю
себя: «А что бы на моём месте сделала моя классная руководительница?» Таким
непререкаемым авторитетом стала для меня целая плеяда учителей школы №5 г.
Амурска.
Учусь
у коллег до сих пор (даже не очень удачный их опыт - мой опыт!), которые в большинстве своём с
удовольствием делятся своими наработками, советуются со мной (значит, и я
чего-то стою!)
Учусь
у своих учеников. Чему? В первую очередь, искренности. Детей не обманешь. Они
лучше лакмуса чувствуют обман, малейшую ложь. Их потребность обнять меня –
лучшее проявление любви к учителю. Мои просьбы
и их выполнение – знак их уважения. Помню, когда собиралась в декретный
отпуск и выпускала восьмой класс. Все общешкольные и районные мероприятия, щадя
меня, мои ученики готовили сами: «Не волнуйтесь, Татьяна Владимировна, у нас
всё готово». И действительно, они самостоятельно готовились, занимали призовые
места. Благодарственное письмо главы города – лучшее тому подтверждение. Эти
выпускники – волонтёры в разных городах России, где учатся теперь. Они – моя
гордость.
Я
учусь у родителей учеников. У одних – житейской мудрости (ведь я сама мама
двоих детей), у других – строгости и требовательности, у третьих – тактичности
и солидарности с педагогами.
Да,
работа моя очень трудная. Особенно в нашем городе, где сложная социальная
обстановка. Например, в моём классе лишь у 30% учеников полные, благополучные
семьи. У остальных семьи неполные, мамы-вдовы, мамы-одиночки, многодетные мамы,
папы - рабочие на вахтах, им всем катастрофически не хватает времени на своих
чад. Может быть, школа и работающие в ней учителя смогут хоть чуть-чуть
восполнить недостающее внимание детям?
Я
учусь, мама, учусь, как ты и говорила. Это приносит мне радость, чувство
удовлетворения, чувство полёта. Какое счастье – видеть успех учеников, радость
свершившихся надежд. Значит, всё, что я делаю, не напрасно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий